Своё и чужое


Дети играют«Нельзя брать чужое!» Увы, наши дети не рождаются с автоматическим знанием этой простой истины. И вот однажды твой малыш на детской площадке или в детском саду возьмет чужое. Что происходит? Как объяснить ребенку, что брать чужое – нельзя?

 

До трех лет (а бывает и дольше) ребенок не слишком хорошо понимает, что значит свое и чужое. Ведь целый мир вокруг принадлежит ему —  мама и папа, бабушка и дедушка, машинка и совочек… Телевизор, кроватка, хомячок, автомобиль – все это тоже его. Мой сын в два с половиной года говорил прохожим: «Уходи, это моя дорога!». Потребность познавать мир так велика, что понятие принадлежности воспринимается как помеха – ведь чужое нельзя брать, а значит нельзя исследовать, ощупать, изучить. Кроме того, малыш ещё не осознает материальной ценности вещей, личная система оценок еще только формируется.

Обучение системе понятий «свое — чужое» — это процесс не одного дня, и не одного года. Не торопись сама и не торопи ребенка – всему свое время.

Проблему отбирания чужих машинок и лопаток в общей песочнице мы начали решать довольно просто: «Если ты хочешь взять машинку Пети, пусть он поиграет твоей лопаткой». Постепенно в маленьком сознании отложилась мысль – играть можно теми игрушками, которые принесли с собой, все остальное нужно попросить. Как – то органично сюда вписалась и проблема: «Нужно делиться». Одно время мы специально выделяли несколько игрушек: «Давай возьмем автобус и трактор, дадим деткам поиграть, хорошо?».

Разрешить ситуацию, когда ты рядом, не так уж и сложно. Но что делать, когда, забирая малыша из детского сада, ты услышишь: «Ваш ребёнок ворует!»?

Важна правильная реакция. Первый порыв — отчитать, отшлепать, пригрозить – следует подавить в зародыше. Неужели ты действительно думаешь, что твой ребенок обладает преступными наклонностями? Конечно, нет.

Скорее всего, какие-то воспитательные меры к нему уже применили и твоя задача – помочь ему справиться с ситуацией. Возьми малыша за руку или обними, скажи, что ты уверена – это недоразумение, что вы все обсудите дома и все будет в порядке. Ребенок должен быть уверен в твоей любви и поддержке.

            Дома, в спокойной обстановке, поговори с малышом. Эмоциональные фразы типа «Да как ты мог!», «Ты меня не слушаешься!», «Ты меня позоришь!» — плохая идея. Ребенок лишь снова почувствует себя униженным, а твоя задача – объяснить, почему нельзя брать чужое.

            Заверьте в понимании: «Машинка очень красивая и ты просто хотел с ней поиграть, да?»

            Теперь объясните причины: «Ты ведь любишь играть своими машинками, а это машинка Пети, он тоже хочет с ней играть»

            Установи правило: «Поэтому чужие вещи брать нельзя. Если ты будешь брать чужое, мне придется тебя наказать»

            И снова заверь в любви: «А мне не хочется тебя наказывать. Уверена, ты не будешь брать чужое»

            В результате, малыш сохранит самоуважение, и ты не утратишь его доверие.

            Желание познать что – то новое – не единственная причина возникновения ситуации «Нельзя брать чужое!». Расспроси малыша о том, почему чужая вещь оказалась такой желанной. Может, это новая игрушка – у всех есть, а у него нет? Может, нужно объяснить, почему ты не можешь или не хочешь купить ему такую же? Или просто купить малышу новую игрушку?

Проблема может возникнуть не раз, и не два, но обычно вскоре ребенок осознает понятие «свое — чужое» и успешно развивается дальше.

И последнее. Если ребенок снова и снова приносит чужое, а просьбы, уговоры и дисциплинарные меры не помогают, возможно, малыш нуждается в помощи хорошего психолога. Помоги ему и все будет в порядке.

Будь социальной, делись!

Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой в Моем Круге




Сегодня рекомендую!

 


Яндекс цитирования
Партнёры
Наши дорогие друзья и обмен ссылками